Страницы истории


Главная О Судаке Страницы истории Судака Фото СудакаНовый свет Коктебель Экскурсии


Администратор (хозяин)

– Владимир

тел. 8-10-38(067)9724280

(по Украине

8(067)972-42-80)

Администратор web-страницы: e-mail:sudak-holiday@yandex.ru


Яндекс цитирования


АПОРТ



В Судаке и его окрестностях люди жили еще на заре первобытно-общинного строя. Сравнительно недавно археологи впервые обнаружили в окрестностях Судака стоянки самого древнего в Крыму человека. В Новом Свете было найдено палеолитическое орудие неандертальского человека, относящееся к среднему палеолиту. Следы открытой стоянки неандертальского человека обнаружены автором в обрыве сухой речки близ мыса Меганом на глубине около четырех метров от поверхности земли: кострище, расколотые и обугленные кости животных.

Памятники среднего палеолита (мустьерской эпохи) датируются временем от 80 до 30 тысячелетий до н. э. Они относятся к последнему оледенению земли, когда и в Крыму был очень холодный климат. В это время неандертальцы уже умели добывать огонь, изготовлять орудия труда и охоты из кремня. Они занимались охотой на крупных животных: мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов, диких лошадей, северных оленей, зубров и других зверей ледникового периода. Собирали также растительную пищу.

За последние десятилетия на территории, примыкающей к Судаку, обнаружен ряд стоянок и поселений эпохи бронзы, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры, — на мысе Меганом, в Капсельской долине, у мыса Алчак, на горе Караул-Оба.

Начиная с первого тысячелетия до н. э. и приблизительно до V в. н. э. на побережье и в горах Крыма (в окрестностях Судака также) жили тавры, поэтому часть полуострова, где они обитали, древние греки называли Таврикой. У тавров был родо-племенной строй. Жилищами им служили пещеры, хижины и укрепленные убежища, сложенные из крупных камней. Главными промыслами суданских тавров были охота, рыболовство, мотыжное земледелие, отчасти скотоводство (это подтверждается материалами археологических раскопок П. Н. Шульца, О. Н. Бадера и А. И. Полканова) Тавры имели орудия труда и оружие из камня, меди, бронзы, а позже - из железа. Прибрежные тавры непрочь были взять добычу с торговых кораблей, главным образом греческих, шедших в Пантикапей; нападения совершали на своих утлых челноках, выдолбленных из стволов деревьев.

Между мысом Меганом и вершиной горы Караул-Оба в Новом Свете находилось несколько таврских поселений, сохранилось много памятников их культуры и быта. Так, например, А. И. Полканов обнаружил в 1927 г. в обрыве берега близ мыса Меганом две таврские обжигательные печи с большим количеством фрагментов глиняной лощеной посуды, вылепленной от руки, с врезанным и налепленным орнаментом. А на горе Караул-Оба в 1928 г. было найдено много такой же посуды и большое количество кремневых орудий, каменных ядер для метания из пращи, костей животных, раковин мидий, ракушек пателла и пр.

Тавры хоронили покойников в больших каменных ящиках, состоявших из четырех прямоугольных плит, поставленных на ребро, пятая закрывала ящик. Таких ящиков на Капсельской равнине обнаружено более 90. Там же найдено шесть огромных менгиров - грубо обтесанных каменных столбов высотой 2,8-3 м, поставленных вертикально; они имели культовое назначение.

С VII в. до н. э. на восточном побережье Крыма стали появляться греческие города-колонии. Первым из них был город Пантикапей, ставший позже центром Боспорского царства. В VI в. до н. э. основана Феодосия, а затем Херсонес. Есть предположение, что такая же небольшая колония существовала и в Судаке или в Новом Свете - Афинеон (возможно, IV в. до н. э. - первые века н. э.). Эта гавань упоминается автором II в. и. э. Аррианом. Предположение может быть подкреплено некоторыми данными. В 1928 г. во время археологических разведок А. И. Полканов обнаружил у самого берега Судакской малой бухты (к западу от крепости) два фрагмента аттических сосудов IV в. до н. э. В окрестностях Судака археологи нашли три клада монет, происходивших из города Пантикапея (Керчь). Монеты относятся ко времени начиная от IV в. до н. э. и кончая началом IV в. н. э. Это говорит о существовании торговых отношений населения древнего Судака с Боспорским царством. В кладке стен средневекового монастыря на горе Аи-Георгий найдена каменная плита. Она относится к III в. н. э. и посвящена греческой богине Деметре, которую чтили на Боспоре.

В период раннего средневековья на месте Нового Света существовало греческое поселение. А недавно аквалангисты обнаружили на дне Новосветской бухты большое количество византийских сосудов для вина и оливкового масла.

В III в. н. э. на Крымский полуостров нахлынули новые завоеватели - аланы, или асы (потомки их - осетины). Аланы поселились во многих местах Крыма, в частности в окрестностях Судака. Ряд русских дореволюционных ученых, а также французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов.

С VI в. Крым входит в орбиту интересов Византийского государства. Сначала Византия захватила Боспор (около 520 г.), Южный берег, а потом горный Крым. Император Юстиниан I (правил с 527 по 565 г.) строит на побережье крепости и возводит длинные стены на горных перевалах для защиты греческих колонистов и аборигенных жителей от нападений кочевников.

С середины VII в. н. э. Крым захватывают хазары, которые оставили жителям городов самоуправление, но обложили их данью и торговыми пошлинами. Представитель хазарской власти - тудун, или тархан, находился и в Судаке.

С середины VIII в. началась большая иммиграция византийских греков на побережье Крыма (в частности, в Судак). Возможно, это переселение было вызвано религиозной борьбой иконоборцев с почитателями икон. Борьба эта длилась до половины IX в. с переменным успехом. Сначала, вероятно, иконоборцы одержали победу, и иконопочитателям пришлось бежать в Крым. Затем в Византии победили православные, и на этот раз уже эмигрировали иконоборцы и тоже в Крым. Возможно, поэтому мы видим в Судаке и его окрестностях большое количество развалин древних византийских храмов и монастырей.

В то время здесь было смешанное население: потомки тавров, скифов, аланы, греки. Вскоре преобладающим населением Судака становятся греки - в окрестностях его в эпоху раннего средневековья находилось несколько греческих поселений. Четыре из них были расположены между берегом моря (близ с. Солнечная долина) и горой Алчак, два - в Новом Свете и одно - близ с. Дачное (Каменка). Кроме того, в районе Судака было семь монастырей.

В начале VIII в. Судак был уже большим городом, которому подчинялся ряд сельских поселений, он же являлся центром православной епархии (церковный округ). Во главе его сначала стоял епископ, с X в. - архиепископ, а еще позже - митрополит. Номинальная зависимость и даннические отношения с хазарами не мешали Судаку развивать свои торговые связи. В IX в. он был уже известен у русских как большой, богатый и хорошо укрепленный город. Это подтверждают и археологические раскопки последних лет. Возможно, что именно слава о богатстве Судака (Сугдеи) и послужила причиной нападения на нее одного из русских князей в начале IX в. Об этом мы узнаем из «Жития Стефана Сурожского», который был сугдейским епископом с 787 до 826 г.

Из этого источника известно, что некий русский князь Бравлин из Новгорода, «пограбиша» все побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, напал на Сурож (под этим именем слыла у русских Сугдея). Только после ожесточенных десятидневных штурмов крепости «вниде Бравлин, силою изломив железнаа врата». Русские взяли большую добычу - золото, драгоценные камни, товары. Бравлин «вниде в церковь в Святую Софию, и разбив двери, и вниде идеже гроб святаго, а на гробе царьское одеало и жемчюг, и злато, и камень драгый, и кандила злата, сосудов златых много, все пограбиша». Перед учеными давно стоит вопрос: какой же новгородский князь Бравлин напал на Судак? Ведь ни в новгородских, ни в киевских летописях не упоминается князь Бравлин. Поэтому некоторые историки предполагают, что в рукопись «Жития Стефана Сурожского» вкралась ошибка: переписчик, возможно, принял слово «бранлив», т. е. воинственный, за собственное имя «Бравлин». Очень также сомнительно, чтобы новгородский князь пошел походом на далекий Крым и чтобы великий князь киевский пропустил его мимо своих владений. Поэтому очень может быть, что русский князь «прииде» из «нового города», т. е. Киева (с большим основанием это можно сказать о Новгороде, который в ту пору действительно был «новым городом»).

...После взятия Херсонеса войсками киевского князя Владимира (в 989 г.) Крым входит в сферу торговых интересов Киевской Руси, а позже - ближайших русских княжеств. Вместе с тем киевские князья иногда вмешивались и в политическую жизнь крымских городов. Так, к примеру, когда в 1073-1074 гг. население Херсонеса, Судака, Феодосии подняло восстание против византийских властей, по просьбе византийского императора Михаила VII великий князь киевский Всеволод послал свое войско и подавил восстание.

Связи Сурожа с Киевским княжеством отразились в былинах цикла «Князь Владимир Красное Солнышко». В одной из них рассказывается о ссоре сурожских рыбаков с киевскими по поводу ловли рыбы в Днепре - дело пришлось решать самому великому князю Владимиру.

В замечательном памятнике русского народного эпоса «Слово о полку Игореве» дважды упоминается Сурож и Крым. «Див (леший. - А. П.) кличет на верху дерева, велит прислушать земле незнаемой, Волге, Поморию, и Посулию, и Сурожу...».

Не только в киевских былинах, но и в русских летописях не раз упоминаются жители Сурожа по разным поводам. Так, во время погребения в 1288 г. князя Владимира Галицкого присутствовали сурожане, которые оплакивали вместе с другими иноземцами смерть популярного в народе князя.

Так как русские называли Сугдею Сурожем, то по имени города стали называть и товары, которые привозили заморские купцы, - сурожские шелк-сырец, хлопчатобумажные и легкие шерстяные ткани. Иностранных купцов, торговавших этими товарами в самом Суроже и продававших их по всей Руси, называли «сурожскими гостями». Затем это название распространилось и на русских купцов, которые покупали эти товары в Суроже, а продавали в Киеве, Москве и в других городах. «Сурожские гости» были в Москве крупными оптовыми торговцами, жили они в особом квартале, имели собственные дома и составляли верхушку богатого и влиятельного купечества. Летописец пишет: «...суще во граде (Москве) сурожане, суконницы и купцы, их хоромы наполнены богатства всякого товара».

Иногда русские князья использовали иностранных купцов в политических целях, об этом мы также узнаем из русских летописей. Так, во время похода против татарских полчищ под предводительством хана Мамая Дмитрий Донской взял с собой десять сурожских купцов, которые должны были служить переводчиками при переговорах с татарами, а также быть свидетелями русской славы, если победа достанется русским. Князь Михаил Тверской отправлял Некомата Сурожанина в качестве посла к ордынскому хану, чтобы тот выпросил «ярлык», т. е. назначение Михаила Тверского великим князем.

Особенно расширились и упрочились связи Сурожа с русскими после основания на Таманском полуострове русского Тмутараканского княжества, которое быстро росло: вскоре была захвачена и часть Керченского полуострова с городом Корчевым (Керчь). Русские из Тмутараканского княжества постепенно расселялись и по другим местам Крыма: в Солхате (Старый Крым), Судаке, Мангупе, Херсонесе. Тмутараканское княжество просуществовало вплоть до монголо-татарского нашествия на Крым в начале 1223 г., что А. И. Полканов доказал в работе «К вопросу о конце Тмутараканского княжества».

Тмутаракань в некотором отношении стала конкурентом Сурожа в заморской торговле, так как часть заграничных товаров, направлявшихся на север и восток, шла через Керченский пролив, по Азовскому морю и дальше по рекам Кубань и Дон. Но торговое первенство по-прежнему оставалось за Сурожем.

Наивысшего расцвета и богатства Судак достиг в XII - начале XIII в. Арабские писатели называли Черное море Сурожским или Русским морем. Один из них - Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) - сообщал о Сугдее: «Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему пристают корабли с одеждами; последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы, находящиеся в земле их». Судак стал международным городом, где встречались купцы со всех концов мира: из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии, Средней Азии и даже из Индии и Китая. В Судак привозили из стран Западной Европы французские и английские сукна, оружие, женские украшения, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шелковые ткани. Из Руси через Судак шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька, строительный лес.

Европейские, малоазийские и египетские товары из Судака «сурожские торговые гости» везли в Киевскую Русь, в Москву, в Великий Новгород. В Судаке составляли караваны в Среднюю Азию, Монголию, Китай. Для этого купцы покупали здесь «русские повозки», которые славились среди иноземцев своей прочностью и удобством.

Насколько были близки связи Сурожа с Московским государством и какое значение имели там сурожские гости, видно из того, что в древней Руси было несколько поселений с такими названиями: Сурож, Сурожик, Сурожская волость в Московской губернии. В самой Москве были «суровские» (сурожские) торговые ряды. Так же назывались торговые ряды и в некоторых других городах.

Со второй половины XII в. в Судаке появляются венецианцы и пизанцы, которые торгуют с русскими, половецкими и среднеазиатскими купцами. Слава о богатстве Судака послужила причиной нападения на него иконийского турко-сельджукского султана Ала-ад-дина Кей-Кубада.

Это случилось в 1222 г. Дозорный с вершины караульной башни крепости заметил на горизонте корабли, которые держали курс на Судак. Начальник города и крепости (севаст) понял, что это не обычный караван торговых судов, а армада военных кораблей. Увидев, что корабли повернули к востоку, он послал гонца к половецкому хану в ставку близ Солхата (Старый Крым). Хан, узнав, что турецкий флот уже приближается к Феодосийскому заливу, начал готовить свое войско и тут же отправил посла к русскому (тмутараканскому) князю просить у него помощи.

Пока шла высадка десанта на берег Феодосийского залива, тмутараканский князь успел отправить свой передовой конный отряд, который присоединился к половецкому войску. Главные же силы русских шли походным порядком.

В происшедшем сражении турки разбили наголову союзное войско, и русский князь вынужден был послать турецкому адмиралу большие дары с предложением мира. После этого десятитысячный отряд турок двинулся на Сугдею. Навстречу врагу вышел отборный конный отряд защитников города. В долине началось сражение. Турки применяли свою обычную тактику - якобы отступая, завлекли сугдейский отряд в глубь долины, а потом из засады набросились на него. Весь отряд был уничтожен. Неприятель ворвался в город. Много жителей было перебито, оставшиеся дали огромный выкуп.

Турки переделали главный греческий храм города в мечеть (она существует до сих пор), оставили в крепости гарнизон, а сами, отягощенные добычей, вернулись в свою страну. Так город Сугдея оказался в зависимости от турецкого (сельджукского) султана.

Вскоре для сугдейцев настали еще более тяжелые времена - монголо-татарское нашествие.

Монголо-татарская кочевая феодальная империя Чингиз-хана с первой четверти XIII в. неуклонно двигалась из глубин Средней Азии на Восточную Европу и в первую очередь на Московскую Русь. Грабя по пути население, уничтожая города и села, монголо-татары истребляли их защитников, население обращали в рабов. То же делал преемник Чингиз-хана хан Батый (Бату). Южное крыло монголо-татарских орд, разбив половцев, уничтожив по пути Тмутараканское княжество, ворвалось в Крым и 27 января 1223 г. за¬хватило Сугдею. Об этом мы узнаем из греческого синаксаря, т. е. летописных записей на полях церковного календаря, которые вели монахи монастыря в окрестностях Судака (подлинный синаксарь хранится в одном из архивов Турции).

Арабский историк Ибн аль-Асир писал, что, когда татары захватили Судак, жители разбрелись со своим имуществом по горам, а другие отправились на кораблях в Малую Азию.

Вскоре завоеватели, разграбив город, оставили его, но через 16 лет - в 1239 г. - вернулись вновь. В синаксаре записано: «26 декабря, в тот же день пришли татары». Татары снова разграбили Сугдею. Но теперь они прочно осели в Крыму, который стал улусом (провинцией) Золотой Орды и управлялся наместником великого хана. Татары расквартировали в крепости свой гарнизон, но оставили жителям самоуправление, обложив их данью, которую отвозили в ставку хана Батыя.

В первое десятилетие татарского владычества международная торговля в Сугдее захирела. Сурожские торговые гости не могли ездить со своими товарами на Русь, так как в степях их грабили татары. С середины XIII в. международная торговля в Сугдее возобновляется, хотя татары взимают большие торговые пошлины золотом и товарами, которые идут в казну великого хана. Постепенно в Сугдее появляются византийские, итальянские и другие заморские купцы. Прибывают и русские. Французский посол к Батыю Рубрук писал в своих записках, что в Сугдее останавливаются все купцы, которые едут из Турции в северные страны, а также возвращающиеся из «Руссии» и из северных стран. Сугдея опять становится большим международным рынком.

Но, несмотря на возобновление торговли и на рост благосостояния, жители города не чувствовали себя в безопасности. Татарские орды не раз нарушали мирные отношения и снова грабили город. Так, в 1298 г. орды Ногая внезапно напали на Сугдею, вырезали жителей, ограбили и сожгли город. Таким разгромам подвергался он еще пять раз и в XIV в.

Интересно, что часть татар в конце XIII в. поселилась в Сугдее и некоторые из них даже приняли христианскую веру - об этом сообщает синаксарь (татары были язычниками, а магометанство приняли только в XIV в.).

Несмотря на большие невзгоды, потрясения и истребление многих жителей, город каждый раз возрождался, отстраивал разрушенное и снова богател и рос. Население стало увеличиваться с конца XI в. вследствие эмиграции армян, бежавших от гнета малоазийских турок, поработивших Армению. Первые армяне-беженцы - 20 тыс. человек - поселились в самой Сугдее и ее окрестностях, в Солхате и других местностях Крыма. Армяне были отличными строителями. До сих пор в районе Судака сохранилось много интересных памятников архитектуры. Особенно замечателен монастырь Сурп-Хач (Святой крест) близ Старого Крыма.

В конце XIII в. перед Сугдеей возникла опасность в лице новых пришельцев: сначала торговых конкурентов, а затем политических врагов - генуэзцев.

Генуэзцы, получив в 1261 г. от византийского императора Михаила Палеолога монопольное право плавать по всему Черному морю, основали во второй половине XIII в. свою торговую факторию в Кафе (на месте Феодосии). Кафа вскоре стала большим городом генуэзцев, которые постепенно захватили почти все прибрежные крымские города. Главной целью кафинских генуэзцев был захват Сугдеи с ее портом и торговыми связями и уничтожение судакской венецианской торговой колонии (венецианцы были исконными конкурентами и врагами генуэзцев). В 1365 г. генуэзцы внезапно напали на Сугдею, взяли ее приступом и захватили 18 селений в ее округе. Разноплеменное население города, состоявшее в большинстве из греков, защищалось слабо.

После падения Сугдеи генуэзцы захватили все крымское побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (нынешний район Севастополя). Кафа стала столицей их колоний в Крыму. Во главе стоял консул «всей Газарии» - так официально именовался Крым. А Солдайя, как генуэзцы стали называть Судак, превратилась в рядовой город: Кафа запретила ей принимать и отправлять торговые суда. Вся международная торговля теперь была сосредоточена в Кафе. Солдайя превращается в укрепленное поселение. Однако в городе остается еще достаточно ремесленников, в частности строителей, которые занимаются постройкой новых башен крепости и починкой старых.

Отношение крымских ханов к генуэзцам было неравным. Кафа получила значение большого международного рынка. Здесь шла торговля не только привозными товарами, но главным образом рабами - украинскими, русскими, польскими, литовскими пленниками, которых развозили по всей Западной Европе, Византии, Египту, по городам Малой Азии. Крымское ханство являлось хищническим государством, паразитирующим на теле Руси, Украины, Польши. Веками главной статьей дохода были военные набеги, в основном на Русь и Украину, где татары разоряли города и селения, грабили, уводили в полон многие тысячи людей. Немецкий путешественник XVII в. Герберштейн пишет, что «Махмет-Гирей... вел с собой из Московии такое множество пленников, что едва можно поверить... Он частью продал их туркам в Кафе, частью умертвил».

Кафа стала самым большим в Европе невольничьим рынком.

Солдайя управлялась на основании «Устава для генуэзских колоний в Черном море», изданного в Генуе в 1449 г. Во главе города Солдайи и подчиненных ему 18 селений стоял консул, ежегодно назначавшийся генуэзским правительством. Осуществляя высшую власть в Солдайе и подчиняясь кафинскому консулу, он являлся одновременно представителем военной и гражданской власти и управлял финансами. Гарнизон крепости был небольшим, ибо все взрослые мужчины входили в городское ополчение и несли ночные караулы. Город по существу находился на военном положении постоянно. Поэтому консул не имел права ни одной ночи проводить вне города. После захода солнца ворота крепости запирали. На стенах выставляли караул. Вечером по сигналу во всех домах гасили свет. Патрули всю ночь ходили по городу и забирали каждого, кто появлялся на улицах.

При консуле состоял «попечительный» комитет из двух лиц - генуэзца и грека. В обязанности комитета входило хранение оружия и продовольствия на случай осады города, надзор за городскими работами и т. п. В городе было тринадцать храмов. Кроме города-крепости, существовали еще и пригородные поселения, их также окружали стены, на которых выставлялась стража.

С 1453 г. для крымских генуэзских колоний настали тяжелые времена. Османские турки захватили столицу Византии Константинополь, истребили жителей и поставили под свой контроль Босфорский пролив. В результате торговля Крыма со Средиземноморьем почти прекратилась, крымские колонии оказались отрезанными от Генуи. Соответственно сократилась и торговля с Русью. Татары, не получая транзитных пошлин, участили свои грабительские набеги на Украину и Русь.

В итоге крымские колонии стали теперь тяжелой обузой для Генуэзской республики, и она уступила их генузскому банку Святого Георгия, самому богатому в Европе.

В самих колониях в это время резко усиливается эксплуатация местного населения. Поскольку контроль со стороны правителей банка отсутствовал, генуэзские чиновники все более погрязали в злоупотреблениях и взяточничестве, а отсюда и недовольство трудового населения. В Кафе, Солдайе и в других городах обострялась социальная борьба, которая не раз выливалась в народные восстания. Только в одной Кафе с 1454 по 1475 г. их было пять. Восстание в Солдайе в 1470 г. было подавлено кафинскими войсками.

Одновременно феодалы усилили эксплуатацию солдайских крестьян. В архиве Генуи до настоящего времени хранится переписка последнего консула Солдайи Христофоре ди Негро с кафинским консулом и феодалами братьями Гуаско. Феодалы Гуаско незаконно захватили в Солдайском консульстве две деревни: Скути (ныне с. Приветное) и Тасили (по-видимому, около Чабан-Куле, ныне с. Морское). Они пытались закрепостить крестьян, отбирали у них хлеб и скот, давили непомерными налогами и повинностями, сами правили суд, пытали и предавали смертной казни. В знак своей власти Гуаско поставили в Скути виселицу, а на границе своих владений - позорный столб для наказания плетьми.

Когда консул ди Негро, возмущенный незаконными действиями феодалов, послал своих полицейских уничтожить позорный столб и виселицу, их встретил большой вооруженный отряд братьев Гуаско. Тогда ди Негро написал жалобу на Гуаско кафинскому консулу, в которой требовал привлечь феодалов к суду и наказать. Но консул Кафы не только не наказал братьев, но повелел солдайскому консулу «впредь не беспокоить Гуаско».

31 мая 1475 г. в Кафинском заливе появилась турецкая эскадра, высадившая большой десант, в помощь которому подошло татарское войско хана Менгли-Гирея. На пятый день осады Кафа пала. Турки вырезали всех армян, а генуэзцев обратили в рабство. В русской летописи записано: «Туркове взяша Кафу, гостей московских много побиша».

Затем турки захватили все генуэзские колонии в Крыму. Последней пала Солдайя, жители которой защищались упорно. Только когда защитники крепости ослабели от голода, турки сумели ворваться в город. Части жителей удалось спуститься тайным ходом к морю и бежать на кораблях. По преданию, около тысячи защитников крепости во главе с консулом Христофоро ди Негро заперлись в главном храме. Но турки подожгли храм, и все, кто в нем был, погибли. Это предание подтверждено раскопками Московского исторического музея в 1928 г. В развалинах храма было обнаружено огромное количество обугленных человеческих скелетов.

Турки оккупировали все крымское побережье, а также Мангупское княжество. Крымское ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи, столицей которой стал Стамбул (Константинополь). Турецкие султаны считали Крым своей вотчиной и весьма часто меняли здесь неугодных им ханов.

Судак стал для турок только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. Вся Судакская долина, ее сады и виноградники были захвачены новыми хозяевами - богатыми кафинцами.

Турки, нуждавшиеся в рабах, постоянно подстрекали крымских ханов к набегам на Украину и Русское государство.

Эти набеги, охоту за людьми татары вели непрерывно с начала XVI до второй половины XVIII в. Грабежи, жестокое обращение с пленными, непосильная работа в рабстве отразились в украинских думах:

Зажурилась Україа, що ніде прожити:

Гей, витоптала орда кіньми маленькії діти,

Ой, маленьких витоптала, великих забрала,

Назад руки постигала, під хана погнала...

С XVI в. татарским набегам оказывали сильное сопротивление русский и украинский народы. Русское государство начало строить по южным окраинам крепости и сторожевые вышки. В донских степях укрепилось вольное казачество, защищавшее границы русского государства.

На Днепре, на острове Хортица, в это же время образовалась вольная «казачья республика» - Запорожская Сечь, которая стала крепким заслоном против грабительских вторжений татарских орд.

В ответ на набеги татар запорожские и донские казаки отвечали такими же набегами на крымские города: Бахчисарай, Карасубазар (Белогорск), Гезлев (Евпатория), Судак, Кафу (Феодосия) - и всюду освобождали пленников. Даже кафинские крепкие стены не спасали от вторжений запорожцев. На своих гребных лодках-чайках они нападали даже на большие турецкие военные корабли.

После объединения русского и украинского народов казачьи набеги на Крым в XVII-XVIII вв. становились все более частыми. Так, в 1675 г. двадцать тысяч запорожцев под предводительством атамана Ивана Сирко захватили Гезлев, Карасубазар и дошли до Бахчисарая. Они освободили семь тысяч украинских и русских пленников и сами пленили шесть тысяч человек. Хан со своим двором спешно бежал в горы. «И ныне крымские люди от черкасов (запорожцев. А. П.) в большом страховании», - доносили хану татарские лазутчики.

Нападению казаков неоднократно подвергался и Судак, но чаще судакская долина. Об этом мы узнаем со слов итальянского путешественника монаха Эмиддио д'Асколи, который писал в 1634 г.: «Это самое прелестное место Татарии, но в настоящее время там нельзя собирать виноград, потому что казаки ходят туда грабить десятину».

Крымское ханство, находившееся под властью турок, являлось плацдармом для нападения на русское государство и представляло угрозу для русского и украинского народов. Жизненные интересы обоих народов требовали изгнания турецких захватчиков и присоединения Крыма к России, что одновременно дало бы ей и естественный выход к Черному морю. Крымское ханство с его отсталой экономикой и первобытной земледельческой техникой, раздираемое политическими распрями феодальных группировок, не могло существовать дальше как самостоятельное государство.

Длительная борьба России с Османской империей за Крым завершилась войной 1768-1774 гг.

В 1771 г. русские войска под командованием В. М. Долгорукова, разбив турецко-татарскую армию, изгнали турецких захватчиков и заняли Крым. В 1774 г. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции.

Но Турция продолжала упорно цепляться за полуостров. Несколько раз турки высаживали свои десанты на крымское побережье, с которыми полководец А. В. Суворов в 1778-1779 гг. расправлялся быстро, по-суворовски. Кроме того, он укрепил побережье Крыма, на Судакской крепости, в частности, был построен артиллерийский редут. Позже Потемкин разместил здесь гарнизон Кирилловского полка. Остатки пол¬ковых казарм стоят и поныне.

При последнем хане Шагин-Гирее Крым был присоединен к Российской империи. Воспользовавшись благоприятной международной политической ситуацией, Екатерина II 8 апреля 1783 г. издала манифест, в котором есть такие слова: «Взять под нашу державу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону».

Присоединение Крыма к России имело прогрессивное значение, так как местное население тем самым приобщалось к более высокой экономике и культуре. Так оценил присоединение Крыма к России Энгельс в своем письме Марксу от 23 мая 1851 г.

Вскоре после присоединения Крыма к России феодальная верхушка - беи, мурзаки, фанатичные муллы и часть устрашенных муллами татарских крестьян эмигрировали в Турцию. Надо сказать, что еще до официального присоединения Крыма к России Екатерина II, желая подорвать экономику Крымского ханства, приказала выселить из Крыма греков и армян. В результате всего этого в Крыму появилось много «ничейной» земли и даже опустевшие деревни. Царица стала щедро раздавать эти земли своим приближенным, генералам и офицерам, крупным чиновникам, челяди. Князь Потемкин «подарил» сам себе лучшие крымские земли, в том числе в Судаке. Со свойственным ему размахом он приказал выписать из Европы лучшие виноградные лозы, посадить шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие деревья. Но после смерти Потемкина все его начинания были заброшены, а земли отошли в казну.

В результате раздачи земель в Судакской долине в начале XIX в. ее хозяевами оказались около двухсот мелких помещиков, каждый из которых никакого понятия не имел о виноградарстве и виноделии. Новых сортов виноградных лоз не разводили. Начали даже вырубать фруктовые деревья по обочинам виноградников, считая, что они затемняют свет лозам. И. М. Муравьев-Апостол, путешественник по Крыму в 1820 г., писал, что раньше «вся Судакская долина покрыта была плодовитыми деревьями, чуть ли и вино не лучшее было тогда. Теперь она гола, как степь.... а причина сего истребления - сами помещи¬ки». Они сажали вперемежку что попало и стремились к одному: побольше надавить вина и поскорее его продать. В результате, как писал в начале XIX в. крымский судья и литератор П. И. Сумароков, «сия долина водворяет в себе неискусство, беспорядок, нерадение и помрачение всего достояния».

Крупные помещики смотрели на подаренные царицей судакские земли как, на дачное место, где приятно побывать во время купального и виноградного сезона. Приезжали со всем семейством, с гувернерами и гувернантками, родственниками и гостями, массой дворовой челяди и даже со своим хором и музыкантами. После окончания сезона снова забывали о своем приморском поместье.

Но в Судаке начали появляться и другие помещики, которые стали жить здесь постоянно и всерьез заниматься промышленным виноделием. Среди них оказались французские и немецкие виноделы. Они высаживали привезенные из-за границы лозы и правильно обрабатывали виноградники. Интересно, что еще в самом начале XIX в. в Судаке начались опыты по производству шампанского: в 1812 г. этим делом занялся француз Ларгье, а в 30-х годах шампанское выпускал Крич, представитель лучшей в Европе фирмы шампанского Клико (его судакское шампанское было такого высокого качества, что он сбывал вино по всей России в бутылках с этикетками Клико). Опыты по выделке шампанского начал также известный ученый академик Петр Симон Паллас (1741-1811 гг.), организовавший в Судаке в 1804 г. первое в России казенное училище виноделия, директором которого был он же до 1810 г. Благодаря его стараниям училище получило 36 десятин казенных виноградников. Он выписал 90 тысяч лоз из Франции, с Рейна, из Астрахани и Кизляра. Были приглашены иностранные виноделы.

После Палласа многое сделал для улучшения виноградарства известный ученый-винодел А. К. Боде, занявший пост директора казенного училища виноделия в 1824 г. Он первым в Крыму поставил дело на научную основу: ввел рядовую и разреженную посадку лоз по сортам, обрезку и формировку кустов. При нем было высажено еще 28 000 лоз французских и рейнских сортов, много маслинных, миндальных, ореховых деревьев и лавра. Опыт Боде использовали судакские помещики. С 30-х годов прошлого века Судак занял первое место в Крыму по виноградарству и виноделию.

Но техника производства винограда и вина оставалась, конечно, на низком уровне, как и повсюду в Крыму. Виноградники копали «лескерами» (тяжелыми штыковыми лопатами) и цапками. Татарские крестьяне виноград со своих маленьких виноградников продавали на корню приезжим купцам, так как их религиозный закон запрещал давить вино. В Судаке рабочих рук было мало, поэтому помещики нанимали сезонных рабочих-крестьян из Курской, Орловской и других губерний, которые приезжали сюда на заработки. Виноград давили ногами в тарапанах - больших каменных ящиках. Только в конце XIX в. у промышленных виноделов появились ручные винтовые металлические прессы. Винные бочки привозили с Кавказа. Бочки сбрасывали в воду, и волны постепенно прибивали их к берегу. Столовый виноград отправляли мажарами через Симферополь на Украину и в Россию. В 1831 г. была проведена из Судака до Симферополя шоссейная дорога.

В период Крымской войны 1853-1856 гг. виноградарство и виноделие в Судаке пришли в упадок. Но после проведения железной дороги в Севастополь в 1875 г. эти отрасли стали развиваться интенсивно. Судакские вина в ту пору славились более, чем южнобережные. Они экспортировались за границу, даже во Францию. Любопытно, что красные судакские вина, отправленные во Францию, возвращались оттуда снова в Россию, но... с новыми, французскими, этикетками и продавались значительно дороже. Об этом с огорчением писал известный крымский винодел А. А. Иванов (1870-1944 гг.). С 80-х годов в Судаке возобновил производство шампанского князь Л. С. Голицын. В начале XX в. судакские виноделы производили один миллион декалитров вина в год, главным образом сухого столового.

К этому времени Судак стал уже известным и к тому же дешевым курортом, который посещали в основном интеллигенция и студенчество. Город был связан шоссейными дорогами с Феодосией, Симферополем через с. Салы (Грушевка) и с Алуштой. Три раза в неделю на рейде останавливались пассажирские пароходы. В Судаке была почта, телеграф, земская больница с аптекой и зубным кабинетом, бесплатная земская библиотека-читальня. Общество курортного благоустройства осуществило прокладку водопровода. Отсюда, кроме вина, вывозили виноград, фрукты, рыбу, строительные материалы.

В начале XX в. жителей в Судаке насчитывалось всего 900 человек. В основном это были русские и немцы, а также греки, армяне, татары, евреи, караимы.

Судак всегда привлекал к себе внимание ученых, путешественников, писателей, художников и других деятелей культуры. Первым посетил Судак и описал его природу известный естествоиспытатель К. И. Таблиц, издавший еще в 1785 г. «Физическое описание Таврической области по ее местоположению и по всем трем царствам природы». Более полное описание природы Судака, его полезных ископаемых, растительности и археологических памятников сделал в 1793 г. академик П. С. Паллас (кстати, у него был в Судаке виноградник и винный подвал).

С Судаком тесно связано имя другого ученого - ботаника Христиана Христиановича Стевена (1781-1863 гг.), основателя известного теперь во всем мире Никитского государственного ботанического сада (1812 г.), директором которого он оставался в течение 14 лет. Затем он поселился в Симферополе, но часто приезжал в Судак, где у него был дом с небольшим виноградником. Дом X. X. Стевена сохранился - он находится напротив винного завода № 1 винсовхоза «Судак». Большая библиотека Стевена хранится в Крымском областном краеведческом музее в Симферополе. Часто бывал в Судаке Василий Васильевич Капнист (1757-1823 гг.), поэт и драматург, автор классической сатирической комедии «Ябеда», а также антикрепостнических од и стихотворений. Останавливался в доме своего брата П. В. Капниста. Обследовал древности этих мест и первым в России в 1819 г. выступил с протестом против безжалостного разрушения памятников старины, поставив вопрос перед правительством об их охране.

До нашествия фашистов в Судаке сохранялись дачи великого художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900 гг.) и известного композитора А. А. Спендиарова (1871-1928 гг.) Подолгу живя в Судаке, они часто встречались и вместе музицировали: Спендиаров на рояле, Айвазовский на скрипке.

В Судаке, в урочище Ачиклар, была дача «Капсель» известного русского художника Александра Бенуа (1870-1960 гг.). До революции он часто проводил здесь лето и много писал пейзажей. Судак очень любили и изображали в своих произведениях художники А. И. Феслер (1826-1885 гг.), Л. Ф. Лагорио (1827-1905 гг.), М. П. Латри (1873-1942 гг.), Э. Я. Магдесьян (1857-1909 гг.), М. А. Волошин (1877-1932 гг.) и многие другие.

Особенно любил Судак и его окрестности Константин Федорович Богаевский (1872-1943 гг.). Здесь он ежегодно делал зарисовки, на основе которых создавал свои живописные полотна. Немало лестных слов о юго-восточном побережье Крыма принадлежит перу Константина Паустовского и поэта-художника Максимилиана Волошина.

Советская власть в Крыму была окончательно установлена в ноябре 1920 г. До этого население полуострова вместе с Красной Армией в течение трех лет вело упорную борьбу против германских оккупантов, интервентов Антанты, против армий Деникина и Врангеля.

Во время оккупации Крыма белогвардейцами в крымских лесах действовали партизанские отряды под руководством А. В. Мокроусова (который возглавлял партизанское движение в Крыму и в период Великой Отечественной войны). Под его командованием 12 сентября 1920 г. группа партизан, переодетых в белогвардейскую форму, захватила Судак и вывезла из города несколько подвод с винтовками, патронами, обмундированием и продовольствием.

После окончательного освобождения Крыма в ноябре 1920 г. началась пора мирного строительства. Были восстановлены виноградники и сады, пришедшие в упадок во время гражданской войны, расширены площади для посадки табака, повысилась культура земледелия.

Судак стал расти и как курорт. До Великой Отечественной войны здесь было два санатория, два дома отдыха и турбаза. Фашистская оккупация (с 1 ноября 1941 г. по 13 апреля 1944 г.) нанесла огромный ущерб хозяйству города. Оккупанты уничтожали виноградники, рубили на дрова фруктовые деревья. Часть жителей была отправлена на принудительные работы в Германию. По малейшему подозрению в связи с партизанами следовали пытки и расстрел. Вся прошлая история Судака не знала такого кровавого террора.

Несмотря на все зверства оккупантов, патриоты упорно боролись с ними. В судакских и старокрымских лесах базировалось Восточное соединение отрядов партизан. Судакским отрядом командовал Эмир Хан Юсуфов, бывший директор МТС, а после его гибели — Степан Позывай.

16 января 1942 г. в Судаке был высажен тактический десант с целью отвлечь внимание фашистов от боев за Керчь и Феодосию. В составе десанта были 226-й горнострелковый и 554-й стрелковый полк 44-й армии Закавказского фронта. Советские десантники держали Судак две недели. Они несли потери, яростно сражаясь с врагом. После выполнения своей задачи они прорвались в лес и соединились с партизанскими отрядами. Германское командование, опасаясь нового десанта, приказало сровнять с землей все прибрежные постройки (в том числе дачу И. К. Айвазовского и дом композитора А. А. Спендиарова), вырубить парк, уничтожить все деревья и кустарники вдоль берега и даже виноградники.

13 апреля 1944 г. воинские части 16-го стрелкового корпуса Отдельной Приморской армии овладели Феодосией. Отсюда его передовые отряды двинулись в сторону Коктебели (Планерского) и Судака, к которому они приблизились на рассвете 14 апреля. Бой за освобождение Судака был жарким. Командир танкового взвода 224-го Феодосийского ордена Александра Невского танкового полка младший лейтенант В. Л. Савельев получил задание рассечь и уничтожить немецкую колонну двумя танками. Перед танком Савельева оказалось два вражеских самоходных орудия. Снаряд одного из них поджег головной танк. Тогда весь экипаж - пять человек - бросился на противника с автоматами и гранатами. Враг был разбит. Героический экипаж танка захватил много всякого военного имущества и пленных. За героический подвиг при освобождении Судака Василию Львовичу Савельеву 16 мая 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Остальные члены экипажа были награждены боевыми орденами. В память о подвиге экипа¬жа танка одна из улиц Судака названа улицей Танкистов, другая - Андрея Князева, старшего сержанта, командира орудия этого танка. Майор в отставке В. Л. Савельев живет в Ленинграде.

После освобождения Крыма от фашистской оккупации в Судак приехали колхозники-переселенцы из Курской, Орловской областей, с Кубани, с Украины. Вначале им пришлось туго: вокруг - вытоптанные виноградники, пеньки от фруктовых деревьев да разрушенные дома. Кроме того - непривычные и незнакомые им сельскохозяйственные культуры. Однако вскоре переселенцы освоились на новом месте. Благодаря помощи обкома партии и облисполкома процесс восстановления народного хозяйства в Судаке шел быстрыми темпами. Из среды переселенцев вышли первоклассные специалисты по виноградарству и садоводству. Судакские колхозы вскоре стали передовыми в Крыму, многие из них получали миллионные доходы. Здесь на некоторых участках добивались невиданных в Крыму урожаев винограда - по 317 ц с гектара. Весь Судакский район в 1955 и 1956 гг. был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С 1950 г. колхозы Судакской долины приступили к реконструкции виноградников с целью наибольшей механизации их обработки. Мелкие участки были сведены в крупные массивы, заложены новые плантации виноградников, посадка произведена рядами.

(Полканов Александр Иванович. "СУДАК". Путеводитель)

Судакская бухта с г. Перчем Долина

2006-2009 отдых в Крыму: http://www.sudak-holiday.narod.ru

Hosted by uCoz